18 января 2022 года в МОУ г. Горловки «Лицей №47 «Старт» в рамках Республиканского молодежного форума противодействия героизации фашистских преступников для обучающихся 9-11 классов прошла единая лекция по теме «Нюрнгбергский и Токийский трибуналы: суд над основными фашистскими преступниками» (учителя истории и права Емельянова Т.А., Гусаков В.А.)
Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками проводились не над простыми участниками военных действий из числа рядовых или офицеров, а именно над самыми верными помощниками А. Гитлера. Они были судимы за то, что начали самую значительную и масштабную войну, тем самым ввязав в нее множество стран.
Почему этим трибуналам отводится особая роль в современной истории? Благодаря чему их установления и по сей день оказывают влияние на международное право? Для чего лидерам стран - победительниц во второй мировой войне понадобилось провести сотни судебных заседаний, тогда как за быструю расправу над оставшимися фашистскими и милитаристскими преступниками их никто бы не осудил? Вот какие вопросы рассмотрели учителя вместе с лицеистами.
После Нюрнбергского процесса Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружения и военного производства, сказал: «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной». В Нюрнберге его приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Но заключение не было для него страшным наказанием, потому что ему противостоит незабываемый урок: «Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора».
Сегодня трудно оценить, какие испытания выпали на долю народов земного шара в годы второй мировой войны. Десятки миллионов загубленных жизней и искалеченных судеб, варварские захваты территорий, беспощадное разрушение памятников истории и культуры - всё это оставило незарубцевавшийся шрам в памяти десятилетий. |